Новости отрасли

Как климатические изменения повлияли на урожай и что происходит с ценами на гречку и подсолнечник: итоги сельхозсезона-2020

22 октября 2020


В условиях климатических изменений все более значимую роль в развитии российского АПК начинают играть регионы Центрального Черноземья, Центральной России и даже Северо-Западного федерального округа. За счет увеличивающихся урожаев на данных территориях общероссийские показатели по сбору зерновых (уже более 130 млн тонн) превысили уровень 2019 года (около 120 млн тонн), даже невзирая на ущерб от засухи и заморозков в ЮФО. Эксперты компании «Август», крупнейшего производителя химических средств защиты растений в России, прогнозируют прирост посевных площадей под зерновыми, а также под масличными культурами. Этому способствуют и высокие цены на продукцию растениеводства на мировых рынках.

Как отмечают в компании «Август», в масштабах страны неурожаи в южных областях были скомпенсированы повышенной урожайностью в регионах Центрального Черноземья и в Центральной России в целом – например, в Воронежской, Тамбовской, Липецкой, Московской, Брянской, Смоленской, Тульской областях.

«Ожидания по урожайности не оправдались в Ставропольском, Краснодарском крае, отчасти в Ростовской области, хотя по намолоту зерновых она все равно оказалась регионом-лидером страны (11,7 млн тонн зерна в 2020 году против более 12 млн тонн в 2019-м). Лидерство сохранятся за счет большой территории; к тому же к 2020 году здесь были увеличены посевные площади – в частности, под озимыми, – комментирует Дмитрий Белов, начальник отдела развития продуктов компании «Август». – В целом же тенденцию «смещения» урожаев мы наблюдаем не первый год. Традиционно на общем фоне выделялись черноземные регионы, в частности, южные – за счет более плодородных почв. Однако вслед за изменением климата мы видим рост урожайности, например, в Брянской, Московской, Тверской и Ярославской областях, на Северо-Западе. Этому способствует и внедрение современных агротехнологий – с применением удобрений и средств защиты растений, переоснащением технического парка, использованием новых моделей ведения бизнеса. Среди холдингов, которые изначально работали преимущественно в житницах России, сейчас заметна тенденция захода и на такие территории. А Ставропольский край и соседние регионы мы со временем начнем воспринимать, условно говоря, как Испанию, то есть как местность, где технологии интенсивного земледелия будут связаны в первую очередь с искусственным орошением».

Дополнительную настороженность у аграриев в отношении следующего урожая в ЮФО сегодня вызывает то, что засуха продолжается и в период сева озимых. Впрочем, ситуация еще может выправиться, и ключевую роль должно сыграть количество влаги в весенний период. А вот в Центральной России из-за изменения климата риск плохой перезимовки озимых вследствие слишком низких температур минимизировался. По прогнозам экспертов «Августа», в этих регионах будет нарастать освоение заброшенных территорий. Дополнительно этому способствуют штрафы от Россельхознадзора за неиспользование сельскохозяйственных земель. Так, размер таких штрафов сейчас определяется исходя из кадастровой стоимости участка, а если спустя три года с момента выявления на заброшенных землях ничего не меняется, действующее законодательство позволяет изымать их.

При этом цены на ряд сельскохозяйственной продукции могут подняться в течение года или уже заметно повысились. На внутреннем рынке, например, в 2020-м снова можно ожидать роста стоимости гречки: эксперты отмечают, что это не связано ни с неурожаем, ни с повышенным спросом, ни с ценами на мировых рынках. Роль здесь играют привычные для данной культуры «качели»: когда намолот гречихи хороший и продукт представлен на рынке в изобилии, цены на него падают, в ответ на это аграрии сокращают посевные площади, объем продукции на рынке снижается, и цены снова идут вверх. Похожая ситуация, хоть и не настолько заметная для конечного потребителя, складывается на российском рынке с горохом. По сравнению со значениями 2019 года отпускные цены у сельхозпроизводителей на данные культуры могут вырасти достаточно заметно – на 20-30%. Этот показатель стоит отличать от возможных цен в рознице, где свою наценку, причем гораздо более высокую, могут установить предприятие-фасовщик, оптовики и розничные сети.

Также из-за общего неурожая поднимается стоимость картофеля, могут подорожать лук, морковь и свекла. Кроме не самых благоприятных погодных условий для овощеводства открытого грунта в 2020 году, на цене должен сказаться и дефицит рабочей силы, который хозяйства из-за пандемии испытали во время выращивания, а главное – во время уборки продукции. Дополнительным фактором, оказывающим влияние на цены, способно стать и строительство сельхозпроизводителями современных складов, позволяющих закладывать на хранение урожай высокого качества и дожидаться роста цен на него – после того, как заканчивается массовая торговля «с поля» и из устаревших складов, не позволяющих обеспечивать качественное хранение.

Особая ситуация складывается в 2020 году с сахарной свеклой: из-за снижения посевов и урожайности оптовые цены на сахар увеличились более чем вдвое по сравнению с уровнем 2019-го. При этом вследствие длительного периода перепроизводства сахара все еще прослеживается тенденция сокращения площадей, что часто сопровождается закрытием сахарозаводов или их недозагрузкой.

Что касается мировых рынков, то из-за неурожая зерновых в Западной Европе высокая цена установилась на российскую пшеницу. Кроме того, последовательно дорожают рапс и подсолнечник.

«Цены на масличные культуры и, в частности, на подсолнечник на мировых биржах толкает вверх увеличение потребления и постоянное расширение сферы их применения: это не только продукты питания, но и лакокрасочная промышленность, и биотопливо как альтернатива нефтехимии. Сельхозпроизводители в значительной мере ориентированы на экспорт, но одновременно в России интенсивно развиваются и предприятия по внутренней переработке данных культур. Владельцы этих мощностей, заботясь о том, чтобы они были полностью загружены доступным по цене сырьем, выступают за квотирование экспорта. Если мы уже наблюдали применение такой меры в отношении экспорта зерновых, то в случае с подсолнечником это может произойти впервые, – говорит Дмитрий Белов. – Интересно, что с картофелем обратная ситуация: мы почти не экспортируем его, но и внутренняя переработка у нас почти не развита, так что существенная часть картошки фри и чипсов в стране делается из импортного сырья. В то время как сельхозпроизводители картофеля очень ждут развития предприятий, работающих на отечественном сырье».

В рамках этих тенденций в России эксперты прогнозируют дальнейший рост площадей под зерновыми, а также под соей (прирост около 30% за минувшие 5 лет) и под рапсом (примерно в полтора раза за тот же период). Площади посевов подсолнечника, по прогнозам специалистов, тоже будут увеличиваться, но не настолько интенсивно – на 3-5% в год. Земель, где можно возделывать эту культуру, не так много, а в общем севообороте ее доля не должна быть чересчур высокой, чтобы избежать проблем с агроценозом. Также со стороны аграриев ощущается повышенный интерес к развитию садоводства и виноградарства, чему способствуют программы субсидирования данных направлений, а также к возделыванию риса – также из-за программ субсидирования орошаемого земледелия.

«Честно говоря, что бы ни выращивал аграрий, в конечном счете он «выращивает» доход и прибыль с гектара. Поэтому с точки зрения развития сельского хозяйства интересен не сам объем урожая, а произведение этого объема на рыночную цену, – отмечает директор по маркетингу и продажам компании «Август» Михаил Данилов. – И очень хорошо, когда это произведение превышает себестоимость. Если оценивать урожай именно с этой позиции и не брать в расчет какие-то отдельные регионы или районы, значительно пострадавшие от заморозков или засухи, то в среднем 2020 год для растениеводства был весьма удачным. Если говорить о массовых культурах, то по ним в этом году мы наблюдаем и значительный объем урожая, и достойные цены. Поэтому пока можно считать, что финансовая ситуация в растениеводстве развивается благоприятно, что будет способствовать дальнейшей интенсификации производства, в том числе и в части применения средств защиты растений. Мы готовимся к этому: производство и действующих веществ, и готовых препаративных форм на наших четырех заводах идет по запланированному графику, что позволит удовлетворить растущий спрос на пестициды в 2021 году на нашем основном рынке – рынке Российской Федерации».